Как проходит процесс установления границ
Чтобы точно определить границы, необходимо уточнить координаты участка и сделать соответствующие разграничения. Благодаря этому будет зафиксировано расположение владений по отношению к другим участкам.
Как должен проходить процесс определения границ, закреплено в ФЗ, должны выполняться такие требования:
Подготовка. На этом этапе установки границ вашего участка, необходимо письменно или устно известить всех, кто является владельцем территорий, размещающихся с вами по соседству
Важно понимать, что это не только те люди, которые расположены справа и слева, но и сзади вашего участка. Если найти владельца не представляется возможным, связи с его родственниками также нет, вы можете подать заявление в местное отделение кадастровой службы
Вам постараются помочь в кратчайшие сроки.
Сбор заинтересованных лиц. Всех, кто будет участвовать в процессе составления акта, необходимо собрать в одном месте или обсуждать этот вопрос с каждым индивидуально (речь о соседях).
Получить акт и сопутствующие документы. В назначенный день посетить отделение кадастровой службы или частную организацию и получить оформленные документы.
Информацию, подтверждающую извещение всех соседей необходимо прикладывать к акту согласования, об этом сказано в одном из пунктов Федерального Закона.
Этапы подготовки Акта согласования границ ЗУ
Процесс согласования Акта обследования границ земельного участка описан в ранее упомянутых нормативных документах. Для правильной подготовки Акта следует обязательно соблюсти порядок его подготовки
Этап 1. Определение заинтересованных лиц
В первую очередь устанавливается перечень заинтересованных лиц. Заинтересованными лицами могут быть лишь те собственники земельных участков, границы которых одновременно являются границами земельного участка, в отношении которого выполняется Акт согласования. Собственники соседних (смежных) земельных участков не в праве выказывать возражения в отношении границ земельного участка, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего лицу, в отношении которого выполняется Акт, земельного участка.
Если непонятно, кто является правообладателем земельного участка, следует получить Выписку об объекте недвижимости.
Этап 2. Установление порядка проведения согласования
Кадастровый инженер, по своему выбору проводит согласование границ либо в индивидеальном порядке, либо проведением общего собрания. В случае, если невозможно подписать с каждым заинтересованным лицом Акт в индивидуальном порядке, проведение общего собрания будет вынужденной необходимостью.
Этап 3. Уведомление заинтересованных лиц о проведении собрания
Заинтересованные лица извещаются о проведенеии общего собрания для согласования границ земельного участка.
В уведомительном документе указываются следующие сведения:
Указать перечень сведений, которые указываются в уведомлении!!!!!!!
Оповестить о проведении общего собрания необходимо за 1 месяц до его проведения одним из способов:
- передать уведомление о проведении лично в руки и под расписку о получении
- отправить почтовым отправлением с уведомлением о вручении
- отправить на адрес электронной почты (с уведомлением о получении адресатом электронного письма)
- опубликовать извещение в местной газете*
Сведения об извещениях указываеются в Акте согласования границ земельного участка, а также прикладываются оригиналы доказательств извещений (уведомления, расписки, страница газеты и т.д.)
* Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случаях:
- в ЕГРП отсутствуют сведения об электронном или почтовом адресе заинтересованного лица
- получено уведомление о невозможности вручения уведомления
- смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования
- земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц
- земельный участок является общим имуществом собственников многоквартирного дома
- смежные земельные участки являются лесными участками
Этап 4. Проведение общего собрания
Проведение общего собрания заинтересованных лиц осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены земельные участки заинтересованных лиц или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Кадастровый инженер, инициировавший общее собрание, производит проверку полномочий заинтересованных лиц или их представителей. Заинтересованным лицам представляется уже выполненный кадастровыми инженерами межевой план. Утверждение межевого плана (равно как и согласие с границами, указанными в межевом плане) фиксируется заинтересованными лицами в Акте согласования границ земельного участка путем его подписания в соответствующих графах.
В случае, если кто-то из заинтересованных лиц не согласен с границами, указанными в межевом плане, в соответствующие графы Акта согласования границ земельного участка вносятся сведения о таком возражении. В дальнейшем возражения могут быть сняты либо в индивидуальном, либо в судеьном порядке. Сведения о снятых возражениях также заносятся в Акт согласования. Подача межевого плана в регистрирующий орган возможна лишь при наличии Акта согласования со всеми снятыми замечаниями по имеющимся разногласиям.
В случае неявки одного или нескольких заинтересованных лиц на общее собрание, или невыражения такими лицами своих возражений в письменной форме, Акт согласования границ считается совершенным. В этом случае к Акту согласоания прикладываются документы, подтверждающие уведомление заинтересованного лица.
Возможные способы разрешения споров по акту корректировки положения границы
Конфликты, требующие разрешения, возникают, если сосед не подписывает акт корректировки положения границы участка. Существует несколько способов разрешения данной ситуации.
2 — Обращение в суд. Если медиация не принесла результата, можно обратиться в суд с целью признания акта, корректирующего положение границы, действительным. Суд рассматривает дело и выносит решение, обязательное для всех сторон.
3. участие независимых экспертов. Если сосед не доверяет акту корректировки межевого положения, может быть привлечен независимый эксперт для проведения анализа и точного определения границ участка. Результаты экспертизы могут стать основой для вынесения решения по спору.
4. применить традиционные механизмы. Если сосед по каким-либо личным или финансовым причинам не подписывает акт о межевании, можно предложить взаимовыгодный вариант, учитывающий его интересы. Например, можно предложить соседу компенсацию за использование дополнительной земли или участка.
В любом случае для разрешения споров, связанных с актом корректировки положения границы, необходимы взаимопонимание и готовность к согласию
Важно прислушиваться к мнению других участников и искать компромисс, чтобы найти оптимальное решение для всех участников разногласий
Как быть, если надел не находят по его идентификатору?
Дальнейшие действия зависит от причины, по которой участок есть, а на кадастровой карте его нет.
Самый простой вариант – после межевания прошло немного времени. Поэтому нужно лишь подождать немного и проверить кадастровую карту через некоторое время. Дело в том, что автоматически ни один объект на нее не попадает. Скорость внесения зависит от того, насколько оперативно работники территориального подразделения Росреестра внесут изменения и как часто обновляется карта.
Иногда свой надел можно увидеть уже через неделю после подачи документов, а порой требуется несколько месяцев.
Можно заказать выписку из ЕГРН, чтобы убедиться, что границы участка указаны верно. В этом документы границы углов указаны даже в том случае, когда объект еще не попал на карту. О том, как получить выписку из ЕГРН читайте тут, а в этой статье вы найдете информацию о форме и содержании этого документа.
Возможна и элементарная техническая ошибка со стороны сотрудника Росреестра или кадастрового инженера. Например, сведения о границах указаны неверно (как узнать сведения о границах участка по номеру?). Результат – отсутствие надела на карте. В таком случае нужно взять межевой план и обратиться в Росреестр. За 3-5 дней правильные сведения будут внесены в систему, а после ближайшей выгрузки данных надел появится на карте.
Самые распространенные ситуации, по которым найти свой надел на карте не получается, рассмотрены далее.
Регистрация происходила с нарушениями законных процедур
В такой ситуации нужно действовать следующим образом:
- подать заявление в кадастровую организацию на проведение межевания земли;
- подготовить все документы, подтверждающие принадлежность участка собственнику;
- заплатить государственную пошлину (какова госпошлина при постановке участка на учет?);
- собранные документы, а также межевое дело необходимо передать в Росреестр.
Точный состав необходимых документов зависит от того, как участок перешел к его нынешнему владельцу.
Специалисты Росреестра рассмотрят предоставленные бумаги и выдадут владельцу свидетельство о праве собственности. После этого надел появится на кадастровой карте.
Каждый участок, поставленный на кадастровый учет в Государственном земельном кадастре, имеет свой номер. Благодаря этому идентификатору можно легко узнать о наличии обременений, размере земли, ее собственнике, налоге, кадастровой стоимости и адресе.
Процедура межевания была произведена до 2001 года
Земля могла стать частной собственностью с 1990 года. Но законодательство с тех пор менялось много раз, соответственно вводились новые требования относительно оформления земельных участков. В 2020 году основным нормативно-правовым актом, регулирующим право физических лиц на землю, является федеральный закон № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. Поэтому те, кто оформил свой участок до вступления этого закона в силу, не всегда могут найти свою собственность на кадастровой карте.
У владельца может быть кадастровый паспорт старого образца, на котором не указаны координаты углов. Поэтому Росреестр не в состоянии определить точное местонахождение надела, и ЗУ остается без отображения на публичной кадастровой карте.
Исправить ситуацию просто:
- Необходимо провести межевание земли в соответствии с действующими нормами законодательства.
- После этого готовый план нужно передать в Росреестр вместе с квитанцией об оплате госпошлины.
Теперь границы указаны верно, участок появится на карте, а владелец получит новое свидетельство о праве собственности.
Надел есть, но нет конкретно установленных границ
Если границы земельного участка не определены, то на карте его увидеть невозможно. Поэтому в первую очередь следует обратиться в организацию, имеющую лицензию на проведение межевания. Но предварительно нужно собрать документы, которые подтверждают право собственности на эту землю. Далее действуют точно так же, как и в предыдущих ситуациях. Получив на руки межевое дело, нужно передать его и сопутствующие документы (включая квитанцию об оплате пошлины) в Росреестр, где внесут изменения и добавят участок на карту. А владелец получит на руки новое свидетельство.
Земельный участок может быть не виден на кадастровой карте, даже если имеются все документы о праве собственности. Причин может быть несколько, но в любом случае необходимо обратиться в Росреестр, чтобы выявить причину и внести исправления.
В большинстве случаев придется заново провести межевание. Готовый комплект документов, включающий межевое дело, документы на землю и квитанцию об уплате госпошлины следует передать в Росреестр, после чего участок появится на карте, а собственник получит новое свидетельство.
Граница земельного участка не установлена – что делать?
Во время продажи земельного участка со всеми правоустанавливающими документами, оформленными в надлежащем порядке, вполне могут возникнуть непредвиденные сложности. Подавая документы для регистрации, собственник земли может получить отказ от сотрудника кадастрового органа. Поводом для отказа в регистрации договора купли-продажи в данном случае может выступить факт отсутствия определённых и оформленных границ участка.
Неудивительно, что подобные проблемы могут вызвать разногласия и споры с определением общих границ участков с соседями. Каждому гражданину в соответствии с Конституцией и процессуальным законодательством гарантируется судебная защита его прав.
В силу отсутствия элементарных знаний по землеустройству многие землевладельцы попадают в такие невыгодные ситуации. В каждом кадастровом паспорте указывается детальная схема земельного участка. Однако для определения четких границ земли этого мало. Установление границ подразумевает, в первую очередь, их однозначную идентификацию, привязку к географическим координатам и определение положения по отношению к смежным участкам. Соблюдение указанных трёх требований считается достаточным.
Ведомость границ в кадастровом плане наряду со схемой земельного участка считаются основными элементами правоустанавливающего документа на объект недвижимости. Ведомость границ содержит в себе информацию о протяженности всех границ с указанием дирекционных углов и геодезических данных и устанавливает точное расположение земли на местности. Наличие этой информации обеспечит выигрыш в суде по любым земельным спорам.
Как поступить, если запись о границах не отображена в кадастровых документах?
Если у землевладельца нет споров с соседями насчет границ и если нет желания совершать сделки с землёй (купля-продажа, дарение, аренда и т.п.), то факт отсутствия ведомости границ в кадастровом паспорте не будет создавать какие-либо неудобства для собственника. Однако такое положение дел не считается правомерным, так как земля считается собственностью, и вся документация на неё должна быть в полном порядке.
Причиной обсуждаемой проблемы больше всего выступает элементарная невнимательность человека. Если прежние землепользователи провели процедуру кадастрового учета собственности без проведения межевания, то проблемы возникнут у нынешнего владельца земли.
Итак, каков же порядок действий для легального установления границ земельного участка? Решение обсуждаемой проблемы – обращение в лицензированную геодезическую фирму для проведения межевания границ. Проведению геодезических работ будет предшествовать заключение договора, в котором будут обговорены все условия работы специализированной фирмы. Результатом работы специалистов-геодезистов будет межевое дело. Именно на основе данных этого документа орган, регистрирующий права собственности на земельные участки, внесёт поправки в кадастровый паспорт объекта.
После завершения всего комплекса измерений на участке геодезисты составляют межевое дело в двух экземплярах. Если один из них надо будет направить в кадастровый орган, то второй оригинальный экземпляр собственник должен хранить у себя. Межевой план должен полностью соответствовать установленному государством образцу. Указание на дату проведения процедуры определения границ обязательно.
Как вносятся изменения в кадастровый паспорт?
После завершения межевания, собственник должен написать в кадастровую палату заявление об изменении кадастрового паспорта с приложением всех документов (таких, как старый кадастровый паспорт, межевое дело, акт согласования). Оплачивается установленная государственная пошлина.
По итогам рассмотрения обращения лица ему выдаётся кадастровый паспорт земли нового образца с актуальными сведениями о границах участка. Вся процедура по узакониванию границ не представляет особого труда и проводится в краткие сроки (примерно месяц). Больше всего затруднений может возникнуть при получении согласия соседей.
Согласие соседей на установление границ
Если между соседями нет разногласий по поводу границ, то составляется акт согласования. При этом следует отметить, что согласие соседей при составлении акта согласования должно быть письменным. Устное согласие соседей на установленные границы не будет считаться действительным и повлечет за собой ничтожность межевого плана. Но если имеется спор, то решать проблему придётся через суд. Из-за того, что доказательственная база по спорам по установлению границ очень скудная, то судебные тяжбы могут продлиться довольно-таки долго.
Судебный процесс
При подаче искового заявления в суд одним из наиболее важных моментов является предоставление фактов, определяющих возможность подачи заявлений, а также наличие оснований для оспаривания процедуры установки межевых границ или действий по их незаконному смещению. Подавая иск, не стоит рассчитывать на моментальное рассмотрения дела и быстрое принятие решения по нему.
Срок вынесения вердикта часто затягивается из-за наличия необходимости времени на рассмотрение документации и необходимости проведения дополнительных проверок, в том числе и связанных с выездом на местность, где в соответствии с поданной документацией определяют достоверность проходящих границ и их законность.
В общем продолжительность ожидания судебного решения складывается из следующих этапов:
- Изучение иска. В данном периоде уполномоченным сотрудником судебного органа осуществляется рассмотрение документов, поданных заявителем в отношении ЗУ.
-
Непосредственное рассмотрение дела и осуществление шагов, которые заключаются в осуществлении процессуальных действий лицами, принимающими участие в деле относительно рассмотрения границы участка. Подобный этап в свою очередь также состоит из двух отдельных моментов.
Первый из них заключается в установлении фактов нарушения законодательства или наличия ошибок в документации, второй заключается в установлении фактов на основании действующего федерального закона – когда в зависимости от конкретных обстоятельств дела, наличия доказательств, представленных как истцом, так и ответчиком, определяется возможность осуществления действий по изменению межи или ее корректировке.
Подавая иск, необходимо понимать, что даже при наличии на данный момент всей документации, которая может подтвердить полную законность действий и присутствие основания для подачи заявления в суд, все равно вынесенное решение не обязательно будет в пользу истца.
Данное обстоятельство связано с тем, что наличию документов в их текущем состоянии или проведенных на данный момент границ могут предшествовать ранее допущенные ошибки или действия лиц, которым данные участки принадлежали ранее.
Таким образом путем определения обстоятельств, предшествующих спору между настоящими собственниками участка, могут возникнуть факты или вскрыться данные, которые будут свидетельствовать о законности действий ответчика по делу.
Пример межевых планов с учетом исправления ошибок
В большинстве случаев относительно продолжительности рассмотрения дел по оспариванию межей участка сроки вынесения решений составляют около двух месяцев – по истечению такого срока суд выносит соответствующий вердикт. В случае несогласия с ним как у истца, так и у ответчика имеется возможность подачи апелляции.
Информация истцу для подготовки к процессу по спору об установлении границ земельного участка
Так как требования об установлении границ вытекают из конкретного нарушения прав собственника земельного участка, необходимо заявлять их в совокупности с требованием об устранении данного нарушения. Тогда для суда будут очевидны нарушение прав истца и необходимость установления границ в судебном порядке. В противном случае велик риск отказа в иске, так как порядок установления границ предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017)/Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), для самого по себе установления границ обращение в суд не требуется.
При межевом споре в случае, когда ответчику по данным земельного кадастра (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) принадлежит участок большей площади, чем в действительности (как дополнительное требование заявляется признание недействительными материалов межевания), рекомендуется применение обеспечительных мер с целью предупредить реализацию ответчиком смежного земельного участка. Смена собственника повлечет необходимость процессуального правопреемства в порядке ст. 44 ГПК РФ и затянет рассмотрение дела, так как производство по нему приостанавливается во исполнение ст. 215 ГПК РФ. В качестве обеспечительной меры по иску об установлении границ можно заявить запрет на совершение любых действий на спорной территории, запрет на совершение сделок со смежным земельным участком ответчика.
При подборе документов, подтверждающих позицию истца, стоит учесть, что, несмотря на частое проведение по таким делам судебной экспертизы, суд считает допустимыми доказательствами и оценивает также заключение специалиста, из которого усматриваются следующие обстоятельства: несоответствие границ в правоустанавливающей и кадастровой (до 01.01.2017)/реестровой (с 01.01.2017) документации и фактических границ, нахождение ограждения ответчика на территории истца, высокая стоимость переноса строения истца, после кадастровых работ оказавшегося на территории ответчика, и т.п. Следовательно, желательно приобщить к исковому заявлению заключение специалиста по землеустройству/строительству.
С 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
С 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.
С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.
Как возникают ошибки
Кадастровая
карта отражает ошибки участников кадастровых процедур. Это происходит, когда
кадастровый инженер, собственник участка или сотрудник Росреестра допускают
ошибку в координатах. Росреестр различает два вида таких ошибок.
Реестровая ошибка — кадастровый инженер внес неверные координаты в исходный межевой
план и эти ошибочные сведения регистрируют в ЕГРН. Кроме того, сотрудники Росреестра могут допускать технические ошибки, опечатки. Тогда искажаются правильные координаты из межевого плана, и несмотря на достоверность исходных документов, на кадастровой карте возникают сдвиги угловых точек участка.
Бывает, что собственники принимают за ошибки погрешности
спутниковой фотосъемки. А некоторые склонны списывать на ошибку свои ложные
представления о границах
Важно, что в таких ситуациях данные ЕГРН
соответствуют юридическому положению дел
Исправление
ошибки — это внесение корректных изменений в ЕГРН. Есть два способа внесения
таких изменений: внесудебный порядок и на основании судебного решения. Первый
способ отличает отсутствие претензий со стороны третьих лиц — владельцев
смежных участков. Если же возник конфликт с соседями, внесение изменений в ЕГРН
возможно по решению суда. Разберем стандартные ситуации.
Непосредственное согласование разграничения земельного надела
Перед проведением кадастровых работ удостоверяются полномочия лиц, причастных к процессу, их представителей, если таковые будут.
Лицо, которое заявило о проведении согласования, передает межевой план, который нужно согласовать и подписать об этом акт. Стоит отметить, что к самому моменту согласования, все необходимые кадастровые работы должны быть завершены, то есть заинтересованным лицам предлагается ознакомиться с готовым кадастровым планом. Затем проходит изучение границ, и если все согласны, то подписывают акт.
К акту прикладывают кадастровый план участка, и если он отсутствует, то согласование не может быть проведено.
Некоторые владельцы смежных участков могут быть не согласны с проведенными кадастровыми работами, в этом случае они пишут свои возражения, они прикладываются к плану межевания.
Стороны
Для того чтобы согласовать существующие границы, нужно присутствие всех соседей. У некоторого владельца есть только один сосед, если рядом проходит дорога или стоят муниципальные здания, а у другого их может быть и пять, если участок имеет сложную форму. Но не все владельцы могут лично присутствовать при процедуре, и допускается привлечь законного представителя, и тогда его участие в согласовании будет считаться совершенным.
К заинтересованным лицам относят:
- Законных владельцев участков, чьи границы следует согласовать.
- Пожизненно наследуемое земельное владение, их владельцы.
- Те граждане, которые получили право бессрочного пользования.
- Арендаторы, заключившие договоры с собственниками смежных участков, в том числе и государственных земель.